Центр юридических консультаций

Главная » 2017 » Март » 15 » Имеет ли право кафе отказать в обслуживании?
Имеет ли право кафе отказать в обслуживании?
Категория: Защита прав потребителей | Просмотров: 5504 | Добавил: advizergroup | Теги: /отказ посетителю в обслуживании/ | Рейтинг: 0.0/0

Любому владельцу кафе хочется, чтобы у него было как можно больше посетителей, ведь именно они приносят ему деньги. Тем не менее, есть масса случаев, когда представители заведения отказали посетителю в обслуживании. Есть ли законные основания у отказа – расскажем в статье.

Действующее законодательство в сфере предоставления услуг общепитом

В ходе предоставления услуг кафе, ресторан и т.п. обязаны следовать определённым положениям, утверждённые Постановлением Правительства России от 15.08.1997 No 1036. Данные правила разработаны в соответствии с ФЗ No 2300-1 «О защите прав потребителей», регулирующим взаимоотношения между клиентами и теми, кто предоставляет услуги.

Говоря об общепите, потребителем называется тот, кто использовал либо намеревался услуги общепита для нужд, не связанных с предпринимательством. Исполнителем в данном случае называют организацию либо индивидуального предпринимателя, оказывающие услуги питания по возмездному договору (п. 2 Правил).

Также в Правилах указывается, что исполнитель может сам устанавливать правила поведения для потребителей, если они не противоречат российским законам.

В то же время, в соответствии с п. 16 Правил, исполнитель обязан оказать услугу любому обратившемуся потребителю на согласованных условиях. При этом условия предоставления услуги (в частности, цена того или иного блюда) должны быть одинаковыми для всех потребителей (исключение составляют льготы для отдельных категорий, установленные законом).

Кроме того, всеобщее право на получение услуг в общепите закреплено п. 2 ст. 19 Конституции, где утверждается равенство прав, и свобод гражданина и запрещается дискриминация.

Договор на оказание услуг общественного питания является публичным, и в соответствии с Гражданским кодексом, должен быть заключён с каждыми обратившимся. Согласно п.2 ст. 426 Кодекса, отказ фирмы от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги, не допускается. Так, в соответствии с п. 4 ст. 445 Кодекса, посетитель, которому отказали в обслуживании, может пойти в суд и потребовать возместить исполнителем причинённые убытки.

Предусмотренные законом меры ответственности

По п. 28 Правил, если исполнитель оказал некачественную услугу или же вовсе не захотел предоставить её посетителю заведения, то он понесёт ответственность, предусмотренную Гражданским кодексом и законом "О защите прав потребителей". Контролировать исполнение закона призван Роспотребнадзор (п. 29 Правил).

В ст. 13 и ст. 15 ФЗ No 2300-1 указана ответственность исполнителя: возмещение убытков, а также компенсация морального вреда (её определяет суд в соответствии со ст. 1101 ГК).

В практике судебных юристов по гражданским делам есть масса примеров, когда гражданам удавалось добиться справедливости в суде в отношении заведения, отказавшего в предоставлении услуг. Отказывая посетителю, владельцы заведений нередко заявляют, что ввиду того, что кафе является частным заведением, то его представители вправе отказывать гражданам в посещения без объяснения причин. Однако это в корне неверно. Частное предприятие также обязано следовать установленным правилам. В противном случае владельцу придётся отвечать перед судом.

Заключение

Таким образом, в соответствии с п. 16 Правил предоставления услуг, а также п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса России, так как договор на оказание услуг общепита по своей правовой сути является публичным, исполнитель должен оказывать соответствующие услуги всем обратившимся. Кроме того, исполнитель не вправе оказывать предпочтение тем или иным клиентам, а также менять условия договора. Нарушителям данного требования грозит ответственность в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» и ГК России.

Однако у владельца заведения или персонала всё-таки есть законные основания для отказа в обслуживании того или иного клиента: если он нарушает установленные в заведении правила поведения (например, курит в помещении). Но при этом эти правила не должны противоречить российским законам (п. 5 Правил). В противном случае они признаются недействительными.
 

Если вам нужна бесплатная консультация по телефону, то задайте свой вопрос в форме ниже.

Всего комментариев: 0
avatar