|
|
В современном российском обществе отношения, связанные с куплей продажей являются неотъемлемой частью повседневной жизни, и весьма необходимым и важным моментом. Законодательство России четко и подробно регулирует все взаимоотношения покупателя с продавцом и наоборот. Однако в первую очередь, безусловно вставая на сторону покупателя, обычного гражданина, испытывающего потребность в покупке различных товаров. Ведь придя в магазин, торговый центр гражданин желает приобрести хороший товар, который отвечает его желаниям и естественно является безопасным. Но иногда гражданина может постигнуть разочарование в купленной вещи, которая оказывается плохого качества. В Законе о защите прав потребителей и Гражданском кодексе приведен весь порядок действий, рассказывающий покупателю, что ему нужно делать, если куплена вещь плохого качества. Товар ненадлежащего качестваК таким товарам относятся любые вещи, продукты, оборудование, использование которых невозможно в соответствии с их назначением, или если они опасны для жизни и здоровья (например, просроченные продукты питания). Сведения о всех свойствах, характеристиках, особенностях товара и правилах его использования сообщаются продавцом покупателю. Это обязанность продавца, за которую он ответственен и она закреплена законодательно. Конечно, информация о товаре должна быть достоверной, правдивой и сообщается до совершения покупки, и гражданин может его проверить. Но некоторые товары невозможно проверить находясь у продавца. То есть если компьютер можно включить и проверить его состояние, то, например, со стиральной машиной это сделать невозможно, так как стирку не провести в магазине. И часто это недостатки обнаруживаются уже дома. Не работает стиральная машина, не размораживается холодильник, перестал заряжаться телефон, или продукты оказались с неприятным запахом при вскрытии упаковки, которые невозможно обнаружить заранее. Права покупателя при приобретении некачественных товаровОт того какая вещь (товар) был куплен, в каком месте, покупатель может выбрать любое из действий, закрепленных законодательно. К законным требованиям гражданина как потребителя относятся:
Как пример — продавец отказывается вернуть деньги за товар надлежащего качества Соразмерное уменьшение покупной ценыВозможно, когда стороны достигли договоренности о выплате разницы в цене товара, с учетом его недостатков. Это возможно, когда недостатки в товаре не очень серьезные и им можно дальше пользоваться. Устранение недостатков товараРемонтируются и проверяются товары в сервисных центрах, мастерских на основании договорённости с продавцом, который самостоятельно оплачивает такой ремонт. Гарантия на товары, например, фены, холодильник, увеличивается на то количество дней, которые они находились в ремонте. Получив отремонтированную вещь, гражданин может истребовать от продавца письменные сведения о ходе ремонте, сроках сдачи вещи на ремонт и ее возврата. Для гражданина это будет важным моментом, так как отремонтированная вещь, может сломаться опять. Тогда вновь неработающая вещь, например, сотовый телефон, становится товаром с существенным недостатком. Продавец, организуя ремонт вещи должен уложиться в срок 45 дней. Хотя покупатель и продавец могут письменно договориться о других временных рамках ремонта. Продавец все равно будет ответственен за нарушение сроков ремонта, даже если отсутствовали необходимые компоненты и запасные части для ремонта. Компенсация расходов на устранение недостатковНорма закона, из которой делается вывод, что покупатель сам устранить поломки в своей вещи, не идя с такой просьбой к продавцу. Например, обратиться к своим знакомым, поменять поломанную деталь в холодильнике и потом потребовать стоимость этой детали у продавца. Скорее всего, продавец откажет покупателю в этом, так как определить характер поломки, срок будет уже невозможно. Конечно, если только это непредвиденный случай, когда автомобиль поломался в лесу, и чтобы уехать, необходимо было провести замену запчастей. В этой ситуации продавец от компенсации расходов уклониться не сможет. Замена товараЗамена или обмен, проводится на такую же вещь, например, на компьютер такой же модели, или на другой компьютер. Заменяя вещь, на полностью аналогичную, продавец не может просить доплатить гражданина за нее, если ее стоимость увеличилась за это время. Если обмен (замена) происходит на такую же вещь, но другой марки, модели, то разница в цене уплачивается либо покупателем, он ее доплачивает, либо продавцом, он возвращает деньги. Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обменуЗаменить можно любой товар, кроме технически сложных товаров. Они перечислены в специальном Постановлении Правительства. Если купленная вещь оказалась в этом перечне, то обменять ее можно в течение 15 дней с момента покупки. А если 15 дней истекло, заменить ее можно, когда произошло:
Серьезным недостатком является:
Когда гражданин возвращается в магазин, слышит, что купленная вещь относится к технически сложным товарам и замене не подлежит, и деньги за нее не возвращаются. Эти слова работника, администратора магазина не верны. Продавец должен принять товар, например, стиральную машину и проверить его. При проверке может присутствовать покупатель. Для этого нужно принести написанную претензию в двух экземплярах. В которой будут претензии по качеству купленной вещи и просьба об уведомлении, о времени и месте проведения проверки товара. Продавец должен поставить подпись и дату на втором экземпляре претензии. Покупатель такой экземпляр сохраняет. Зачастую продавцы, после проверки купленной вещи, говорят, что она в нормальном рабочем состоянии. Несогласие покупателя с мнением продавца влечет проведение экспертизы. За экспертизу платит продавец. При проведении экспертизы покупатель также может присутствовать, заранее уведомив в письменном виде продавца. Результат экспертизы за счет продавца может быть оспорен в судебном порядке. Продавец обязан поменять товар за 7 дней, со дня, когда этого потребовал гражданин. Продавец может не согласиться с тем, что вещь в непригодном состоянии и провести проверку качества в течение 20 дней. На технически сложные товары дается гарантия. На продукты питания, товары бытовой химии устанавливается срок годности. В этот срок гражданин может требовать заменить вещь, отремонтировать ее или вернуть за нее деньги (то есть расторгнуть сделку купли-продажи), если у нее имеется существенный недостаток. Факт невозможности устранения поломок, недостатков подтверждается актом экспертизы или справкой сервисного центра. Отказ от договора купли-продажиЕсли гражданин вообще принял решение отказаться от купленной вещи и расторгнуть сделку, то продавец должен вернуть разницу между ценой вещи, приобретенной ранее и ценой на момент удовлетворения требований гражданина. Разницу упавшего в цене товара, продавец не может удержать с гражданина. Отказ от сделки купли продажи возможен при обнаружении в любой вещи недостатков. От технически сложной вещи можно отказаться в период 15 дней, а затем при наличии у него существенного недостатка. Все требования, связанные с денежными выплатами, должны выполняться продавцом в течение 10 дней. О выполнении каких действий просить продавца решает сам гражданин. Ведь невозможно устранить недостатки в отношении продуктов питания, только можно требовать возврата денег, замены товара на другой. Порядок возврата товара надлежащего качестваНо не только вещи с недостатками, бракованные, некачественные можно вернуть обратно. Законодательно закреплено, что если вещь хорошего качества, но просто не подошла по размеру, цвету, габаритам и фасону ее можно поменять на аналогичную. Например, в магазине куплен комплект постельного белья. Но развернув его дома, комплект оказался не того цвета или размера. Обмен такого постельного белья можно произвести в период 14 дней. Гражданин получает такой же комплект постельного белья, а если его нет в наличии, то возникает право получения своих денег обратно. Срок возврата денег обратно гражданину составляет 3 дня. Продавец может не согласиться менять постельное белье, сославшись, что оно относится к текстильным товарам и находится Перечне товаров, не подлежащих обмену. Пункт 4 Перечня товаров не подлежащих обмену, гласит о товарах, в том числе и о текстильных, которые продаются на метраж. Это товары, отрезаемые из рулона, а постельное белье самостоятельно изделие. Значит, отказать по этому основанию продавец не имеет право. Может отказать, при отсутствии товарного или кассового чек. Но право доказывать факт покупки никуда не девается, так как можно в суде, доказать приобретение конкретного товара у конкретного продавца с помощью свидетелей. Это один примеров возврата вещей надлежащего качества. Но если вещь, товар указан в Перечне, товаров, не подлежащих обмену и он в надлежащем состоянии, то поменять его не получится. От товара, купленного в интернете, дистанционно можно отказаться в любое время до его получения. Если гражданин получил товар, то у него есть 7 дней, чтобы вернуть его обратно. А продавец должен в течение 10 дней вернуть деньги, удержав только расходы на его доставку (отправку). 3 месяца есть у гражданина на возврат вещи, если при доставках не было сведений о том, как и в какие сроки ее можно вернуть. Знание содержания перечня товаров, не подлежащих возврату и списка технически сложных товаров, не допустит произвольного толкования этого перечня со стороны продавца. Отстаивание своей позиции в суде, это еще один способ защиты граждан как покупателей. Если вам нужна бесплатная консультация по телефону, то задайте свой вопрос в форме ниже. |
|
|
Всего комментариев: 0 | |
|
|